ॐ नमः शिवाय!

Июнь 8, 2009

Бхагат Сингх, «Тигр! Тигр!»

Filed under: литература,проза,фауна — Наузница @ 10:39 дп

тигрtigr3Зима была в самом разгаре.

Легкое дуновение холодного ветерка проносилось над огромной пустошью, поросшей высокой травой и кустарниками, которых в Дикала комплексе (сердце Корбетского национального парка) растет великое множество. Я неспешно пил утренний чай, удобно устроившись на стуле снаружи моей палатки под теплым солнцем, согреваясь перед напряженным днем, который ждал меня впереди – мне предстояло исследовать близлежащий лес. Вину, пятилетний малыш, раскрасневшийся от восторга, подбежал ко мне и, ухватившись за брючину на уровне колен, заглядывая мне в лицо, завопил, что есть мочи: «Папа! Папа! Тигр, тигр!». Прежде чем я успел встать и броситься в палатку за фотоаппаратом, мальчик убежал обратно. Я кинулся в траву, схватил его в охапку и без церемоний поволок на дорогу, не обращая внимания на непрекращающиеся крики: «Папа, там тигр!»

На обратном пути к палатке я размышлял: «Ребенок, должно быть, заметил оленя или замбара (самого крупного индийского оленя)». Сидя на стуле, я осторожно спросил Вину, на самом ли деле он видел морду животного. Разведя руки в стороны так широко, как только мог, он сказал: «Да, папа, она была во-о-т такая большая.» «А хвост был?» – спросил я. «Был, длиннющий,» – ответил он. Описание животного, вне всяких сомнений, подтверждало – Вину видел именно тигра. Но почему тот не тронул ребенка, спросил я себя. И тут же на ум мне пришли слова Джима Корбетта, который как-то сказал: «Тигр – это джентльмен леса.» Джим Корбктт приводил несколько подобных примеров в своих рассказах, наглядно подтверждавших мнение, что тигр не станет убивать людей, пока в природе достаточно добычи, чтобы обеспечить его существование.

Мнения специалистов расходятся насчет тех случаев, когда тигры, так сказать, сбивались с пути истинного и нападали на людей. Но что бы ни подтолкнуло хищника, неоспоримым остается тот факт, что он убивает лишь для утоления голода; тигр не пойдет на убийство, если такой нужды нет – разве что его спровоцировать. Ясно было, что тигр, которого видел Вину, вышел не на охоту – хотя бы потому, что тигры не охотятся при свете дня.

Но в следующий раз все обернулось иначе. Я с моим сыном Винаем и дочкой Каруной жил в палатке на территории Дхикалы. И вот как-то днем я, сын и дочь сидели на стене, когда-то обозначавшей границы территории старого приюта; внизу протекал величественный Ганг. После продолжительного ожидания мы увидели, как что-то большое шевельнулось в высохшей траве. Скоро мы поняли, что это двигался огромный взрослый слон. Я предположил, что это – знаменитый Красноухий слон, самец-одиночка с огромными бивнями. Мы поспешно соскользнули с ограды и двинулись к месту, где он должен был, по идее, перейти реку, прежде чем пойти известной слоновьей тропой. Не спуская глаз со слона, мы прошли едва ли не с километр, дойдя до места, где поросшая травой местность сливается с лесистыми склонами холмов. Я навел фокус фотоаппарата на дальний берег реки, чтобы успеть сделать снимок, как только гигант полностью окажется в поле зрения.

Всего несколько футов разделяло слона и реку. Я навел фотоаппарат, неотрывно глядя через объектив в попытке не упустить удачный момент. Спустя мгновение над нами нависла мертвая тишина, и мне показалось, что время остановилось. Кажущееся спокойствие и напряженную тишину неожиданно разорвали жалобные, душераздирающие вскрики моей дочери: «Тигр! Тигр!» Совершенно потрясенный и парализованный при виде того ужаса, который охватил мою бедную девочку, я подкрался к изгибу тропы, знаками приказывая сыну укрыться в здании приюта. Я стоял, не смея вздохнуть или пошевелиться. Я был бессилен сделать что-нибудь для спасения своей дочери от нависшей над ней опасности. Каруна, буквально парализованная тем, что всего в шести футах от нее находится один из самых страшных хищников, чье присутствие наводит леденящий душу ужас, сидела на земле, обхватив руками колени. У нее был совершенно помертвевший и безжизненный вид, будто ее поразила молния. Она смотрела прямо в лицо зверя пустыми глазами и будто умоляла пощадить ее жизнь. Тигр, молодой самец, остановился в нерешительности, но в его спокойствии явно читалась угроза – он стоял прямо перед ней, будто вынося приговор за то, что она посмела вторгнуться на его тропу. Как только я дошел до края и остановился, беспомощный, примерно в 15 футах от ужасного зрелища, тигр издал низкий, ворчащий рык, пристально глядя мне в глаза, он навострил уши в мою сторону, а хвост его резко дернулся вверх – негласные знаки того, что мое неожиданное вторжение раздразнило и разозлило его. Своим присутствием, сам того не желая, я лишь усугубил всю сложность ситуации, в которой оказался хищник. К тому моменту он еще не успел полностью переварить происходящее и решиться на какие-нибудь дальнейшие действия. Выведенный из равновесия, он сделал три-четыре быстрых шага вперед, издав резкое, полное ярости рычание. Я похолодел от ужаса и заключил, что эта свирепая реакция явно указывала на суровую кару, которая ожидала меня за вмешательство. Я всем сердцем взмолился Всевышнему о спасении от опасности, которая на нас обрушилась. Удостоверившись, что два неподвижных объекта не представляют для него серьезной опасности, великодушный хищник скользнул вниз к Гангу, чтобы утолить жажду и охладиться в его движущихся водах.

Сбросив оцепенение, я поспешил к девочке. Мягко похлопав дочку по плечам, я попросил ее встать. Трепеща и вздрагивая, она обняла меня и разрыдалась. Все, что она могла сказать, захлебываясь рыданиями, было: «Папочка, папочка…».

На следующий день я отправился осмотреть место и выяснить причины оплошности, которую я допустил накануне и чуть не ставшей смертельной. Я обнаружил исхоженную звериную тропу, ведущую через лес, находящийся справа, и спускающуюся к реке по левую сторону. Как известно, тигры ходят к водопою дважды в день. Более того, как у большинства животных, у них есть своя помеченная территория. Хорошо различаемая тропа свидетельствовала, что в соседнем лесу обитает тигр. Хищник, по своему обыкновению, направлялся к Гангу, когда бедная девочка столкнулась с ним прямо посреди тропы. Совершенно естественно, что тигр должен был проанализировать ситуацию и удостовериться, что девочка, нарушившая границы его территории, не представляла опасности. Было ясно, что сам он не собирался причинять ей никакого вреда. Поведение тигра было лишь защитной реакцией, а не проявлением агрессии. Охваченный восторгом при мысли сделать фото огромного слона, я, сам того не желая, нарушил закон джунглей.

(Автор является специалистом по дикой природе. Это сокращенная версия статьи, вышедшей в журнале «Индия Перспективы» в ноябре 1999 г.)

http://cgivladivostok.wordpress.com/2009/06/08/%d1%82%d0%b8%d0%b3%d1%80-%d1%82%d0%b8%d0%b3%d1%80/

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

