ॐ नमः शिवाय!

Октябрь 17, 2009

Чудакарана

Filed under: традиции и обычаи — Наузница @ 2:50 дп

Чудакарана (санскрит. Cûdâkarana = обрезание волос, тонзура) — одна из церемоний семейного или домашнего ритуала в Индии ведийской эпохи: первое подрезание волос, сопряженное с рядом обрядов. Церемония Ч. совершалась в большинстве случаев на 3-м году от рождения. Для нее выбиралась светлая часть лунного месяца и нахождение луны в одном из счастливых созвездий. Ребенка, одетого в богатые одежды, брала к себе на колени мать, сидя сзади огня. Смесью из горячей и холодной воды (нередко со свежим или топленым маслом или с кислым молоком) смачивались волосы мальчика, в которые вкладывался стебель священной травы куша. Затем, при посредстве двух ножей, деревянного и железного, с разными более мелкими обрядами, отрезались в известном порядке локоны волос, которые бросались на коровий навоз или отдавались для этого же матери. В заключение их зарывали в коровьем стойле или близ воды, в лесу, около дерева удумбара. Все действия совершались с известными изречениями, если их объектом был мальчик; для девочки изречений не требовалось. По окончании церемонии брахман, участвовавший в ней, получал известный подарок (например, корову), а цирюльник — сосуды с разными зернами. Родители передавали ребенка друг другу три раза.

Ср. Gerini, «Chulakantamangala or the tonsure Ceremony as performed in Siam» (Бангкок, 1893); Hillebrandt, «Ritual Litteratur, Vedische Opfer u. Zauber» (в Бюдеровском «Grundriss der Indo-arischen Philologie», т. III, вып. 2, стр. 49—50).

 

image013

Фоторепортаж о проведении Чудакарана можно посмотреть здесь http://traveliving.org/varanasi-chudakarana

Под катом — отрывок из книги Пандей Р. Б. «Древнеиндийские домашние обряды (обычаи)»

Чудакарана (церемония стрижки)*

Цель санскары. Как говорится в текстах, целью сан­скары было сделать долгой жизнь ребенка (Ашвалаяна, 1, 17, 12). «Жизнь продляется благодаря стрижке, без нее укорачивается. Поэтому она должна совершаться в  любом случае» (Вирамитродая, I, с. 296). Эта цель чуда-караны подтверждается также индийскими медицинскими книгами. Согласно Сушруте (Чикитсастхана, 24, 72) «бритье и стрижка волос и ногтей устраняет нечистоту, дает удовольствие, легкость, благополучие, храбрость и счастье». В другом медицинском трактате — Чараки гово­рится, что «срезание и приведение в порядок волос, бороды и ногтей дает силу, энергию, жизнь, чистоту и красоту»*. По мнению некоторых этнографов, по своему происхождению эта церемония имела посвятительное зна­чение, т. е. волосы обрезались и приносились в дар како­му-либо божеству, однако это предположение неверно, по крайней мере, в отношении индийцев. Посвятительная цель неизвестна грихьясутрам и смрити. Правда, в настоя­щее время церемония стрижки иногда совершается в храме божества, но там же совершаются и другие санска­ры, например упанаяна. В месте, посвященном божеству, совершаются санскары только над теми детьми, которые родились после долгого ожидания или смерти предше­ствующих детей. Эта практика не имеет всеобщего харак­тера, поэтому нет первоначальной связи между церемони­ей стрижки и посвящением ее божеству.

Ведийский период. Все стихи, используемые в грихья-сутрах во время стрижки, взяты из ведийской литературы, и все они имеют специфический характер, показывающий, что они были составлены именно для целей стрижки волос. Смачивание волос для стрижки упоминается в «Атхарваведе» (VI, 68). Бритву восхваляют и просят быть безопасной: «Ты дружественна по имени. Твой отец — твердый металл. Я приветствую тебя. Не причиняй вреда ребенку» (Яджурведа, III, 63). Упоминается стрижка во­лос самим отцом, имеющая целью получение обилия пищи, потомства, богатства и силы (Яджурведа, III, 33). Приглашали также цирюльника, олицетворяющего бога Савитара (Атхарваведа, VI, 68, 2). Поэтому совершенно ясно, что чудакарана уже в ведийский период была рели­гиозной церемонией, состоящей в смачивании головы, произнесении молитвы, обращенной к бритве, в приглаше­нии цирюльника, стрижке волос, сопровождаемой распе-ванием ведийских стихов и пожеланиями ребенку долгой жизни, благополучия, доблести и потомства.

Период сутр и последующий период. Церемония стрижки приняла упорядоченную форму в период сутр.

Грихьясутры (Шанкхаяна, I, 28; Ашвалаяна, I, 17; Пара-скара, II, I; Гобхила, II, 9, и др.) излагают процедуру и сообщают правила для отдельных действий. В последую­щий период в церемонию были включены многие пурани-ческие элементы, что засвидетельствовано смрити, коммен­тариями и средневековыми трактатами. Они представляют новую фазу санскары и добавляют много деталей, свя­занных с социальными отношениями и астрологическими верованиями, хотя и более поздние трактаты следовали ритуальной процедуре, изложенной в грихьясутрах.

Возраст. По мнению грихьясутр, церемония чудакара-ны происходила^» конце первого года или до окончания третьего года (Параскара, II, 1—2). Древнейшая смрити, Ману, предписывает то же самое (II, 35): «Согласно предписанию священного откровения*, обряд стрижки должен быть совершен для всех дваждырожденных в конце первого или третьего года». Более поздние авторы продлевают срок до пятого или седьмого года. Некото­рые говорят, что ритуал может совершаться вместе с упа-наяной, которая могла происходить еще позже: «Чудакара­на достойна похвалы на третьем или пятом году. Но она мо­жет совершаться даже на седьмом году или вместе с упанаяной» (Вирамитродая, I, с. 296). Тенденция предпи­сывать более поздние периоды для совершения церемонии возникла вследствие того, что в период, следующий за сут­рами, ее цель стала больше ритуальной, чем практической. На практике волосы ребенку начинали стричь рано, но обряд откладывался до упанаяны, когда его совершали за несколько минут до посвящения. Этому обычаю широко следуют и в настоящее время. Впрочем, это не одобрялось, и более ранний возраст считался предпочтительным: «Чу­дакарана, совершаемая на первом году, продлевает жизнь и увеличивает священный блеск; совершаемая на третьем году — выполняет все желания. Кто желает получить скот, пусть совершает ее на пятом году; совершение в четный год порицается» (Вирамитродая, I, с. 296). «Чудакарану, совершаемую на третьем году, мудрые считают наилучшей, на шестом или седьмом году — обычной, на десятом или одиннадцатом году — наихудшей» (там же).

Время совершения. В период поздних смрити при опре­делении времени чудакараны принимались также во вни­мание астрологические и другие факторы, не известные грихьясутрам. Церемония совершалась во время северного пути солнца*. Согласно «Раджамартанде», запрещались месяцы чайтра и пауша, а согласно «Сарасамграхе» — джьештха и маргаширша (Вирамитродая, I, с. 300). Обряд совершался только в дневное время. Чудакарана запрещалась во время беременности матери ребенка, по­скольку она не могла принимать участия в церемонии*. Но это правило применялось после пятого месяца бере­менности. Более того, оно не соблюдалось в случае, если церемония происходила на пятом году жизни. Если у матери были месячные, церемония откладывалась до очи­щения*. Если бы санскара совершалась во время этого периода, предполагались дурные последствия: «Если брак, посвящение и стрижка совершаются во время месячных матери, невеста будет вдовой, ученик — тупицей, а ребенок умрет» (Вирамитродая, I, с. 312).

Выбор места. Другая деталь, отсутствующая в грихья-сутрах и развившаяся в результате влияния более поздних обычаев, — выбор места, где должна была происходить церемония. В ведийский период и в период сутр все до­машние жертвоприношения, включая санскары, соверша­лись в доме. Но в последующие времена жертвоприноше­ния перестали совершаться и домашний огонь не всегда поддерживался в каждом доме. Поэтому домохозяин мог перенести место совершения церемонии и за пределы дома. Когда ритуалистическая религия пришла в упадок и развился культ, включающий почитание изображений*, центром религиозной деятельности стал храм богов. Если долго не было детей или дети умирали, супруги молили богов о потомстве. Если у них рождались дети, они верили, что ребенок был даром богов. Они считали также своей обязанностью совершать некоторые из санскар в честь божества, к которому обращались с просьбой. В настоящее время каждая семья имеет своего бога-покровителя, в храме которого совершаются санскары чудакарана и упанаяна.

Расположение пряди волос на макушке. Расположение пряди волос на макушке (шикха) было наиболее важной чертой чудакараны, как показывает и само название сан­скары (букв.: «делание прически»). Волосы на макушке располагались в соответствии с фамильным обычаем: «Пусть располагает волосы в соответствии с семейной традицией» (Ашвалаяна, I, 17—18). Число прядей опре­делялось числом риши, входящих в правару его семейства.

Лаугакши приводит примеры разных родов, следующих разным традициям (Вирамитродая, I, с. 315): «Потомки Васиштхи носят только одну прядь, в середине головы. Потомки Атри и Кашьяпы — две пряди на каждой сторо­не. Потомки Бхригу остаются без пряди (мундита — «лы­сый»). Потомки Ангираса носят пять прядей. Некоторые носят одну полоску волос, а другие чуб». Позднее общераспространенным в Северной Индии стало ношение только одной пряди, хотя в Декане и на Юге древние тра­диции до некоторой степени сохранились. Обычаю потом­ков Бхригу следуют в настоящее время бенгальцы.

Этот порядок ношения особого числа прядей был пле­менной особенностью и признаком рода. Прядь и священ­ный шнур — обязательные внешние атрибуты дваждыро-жденного. Человек, не носящий прядь, не получает полного вознаграждения от религиозных церемоний. «Пусть всегда остается со священным шнуром и прядью. Без них совершение религиозных церемоний равнозначно несовершению» (Вирамитродая, I, с. 315). За срезание пряди предписывается искупление. «Дваждырожденный, который из-за ослепления, невежества или ненависти срезает прядь волос на макушке, очищается, исполняя обряд покаяния таптакриччхра»* (там же).

Церемонии*. Для совершения чудакараны устанавли­вался благоприятный день. Сначала совершались предва­рительные церемонии, а именно санкальпа, почитание Га-неши, мангала-шраддха и т. д. Затем происходило угоще­ние брахманов. После этого мать брала ребенка, купала его, надевала на него новую, ни разу не стиранную, одежду, сажала его к себе на колени и садилась к западу от жертвенного огня. Отец, прикасаясь к ней, совершал жертвоприношение аюшья. После этого он пробовал жертвенную пищу, выливал теплую воду в холодную со словами: «С теплой водой иди сюда, Ваю! Адити, обрежь волосы!» Он смешивал немного свежего масла (гхи) или немного кислого молока с водой и, взяв эту смесь, смачи­вал волосы около правого уха, произнося: «По указанию Савитара, пусть божественные воды смочат тело, чтобы у тебя была долгая жизнь и красота». Взъерошив волосы иглой дикобраза, имеющей три белых пятна, он клал в них три молодых побега травы куша*, произнося формулу: «Трава, защити этого ребенка, не причиняй ему боли». По­том отец брал железную бритву, произнося формулу: «Твое имя дружественно. Твой отец железо. Поклон тебе. Не повреди ребенку»*, и срезал волосы, говоря: «Я срезаю волосы ради долгой жизни, хорошего пищеварения, бла­гополучия, хорошего потомства и доблести. Бритва, кото­рой Савитар, знающий, брил бороду царей Сомы и Вару-ны, — ею ты, брахман, брей его голову, чтобы он был бла­гословен долгой жизнью и достиг преклонного возраста». Срезая волосы вместе с побегами куша, он бросал их на кучку коровьего навоза, которая находилась к северу от огня. Таким же образом обрезали две другие пряди молча. Он срезал волосы сзади, произнося стихи «Тройственный век», потом на левой стороне — произнося: «С той молит­вой, с которой ты можешь, о могучий, идти на небо и можешь долго смотреть на солнце, с этой молитвой я брею тебя ради жизни, существования, славы и благо­состояния». Голову брили три раза вокруг, слева направо, со стихом: «Когда бреющий бреет его голову бритвой, ранящая, прекрасная, очисти его голову, но не забирай его жизнь». Отец смачивал голову водой снова и давал бритву цирюльнику со словами: «Брей его, не раня». Пучки волос, которые оставались, располагались в соответствии с семей­ной традицией. В конце кучку навоза с волосами прятали в коровнике или бросали в маленький водоем, или скрыва­ли поблизости от воды. Церемонии заканчивались разда­чей даров учителю и цирюльнику.

Основные черты церемонии. Первое — смачивание го­ловы. Второй элемент — собственно срезание волос с молитвами о непричинении вреда ребенку. Железная бритва на нежной голове ребенка вызывала страх у отца, который произносил восхваление, обращенное к инструменту, и просил его не вредить ребенку. Третий элемент — прята­ние срезанных волос вместе с коровьим навозом*. Волосы рассматривались как часть тела и могли быть предметом магических действий и заклинаний, поэтому их убирали в недоступное для врагов место. Четвертый элемент — оставление волос на макушке — был этническим обычаем и существенно отличался у разных родов.

Многие древние народы носили прядь волос на голове, и некоторые азиатские народы еще до сих пор следуют этому обычаю.

Связь между волосами на голове и долгой жизнью. Наиболее бросающаяся в глаза особенность молитв, про­износимых при этой церемонии, — то, что в них желали долгой жизни ребенку. Можно задать вопрос: почему индийские мудрецы полагали, что чудакарана продлевает жизнь человека, есть ли какая-нибудь связь между воло­сами на голове и долгожитием? Сушрута (Шарирастхана, 6, 83) снова помогает найти связь между тем и другим. Согласно ему, «на голове, около макушки, находится соединение «шира» (артерии) и «сандхи» (нервного узла). Здесь, на темени, находится жизненная точка, называемая «адхипати» («владыка»). Всякое повреждение этой части вызывает мгновенную смерть». Таким образом, сохранение пучка волос прямо над этим жизненно важным местом служило цели его защиты*.

Реклама

Добавить комментарий »

Комментариев нет.

RSS feed for comments on this post. TrackBack URI

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s

Создайте бесплатный сайт или блог на WordPress.com.

%d такие блоггеры, как: